РЕМОНТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

РЕМОНТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Под эксплуатацией машин понимают стадию их жизненного цикла, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Жизненный цикл включает стадии разработки, изготовления, продажи, эксплуатации и утилизации машины от начала исследования возможности ее создания до окончания применения. Отличительной особенностью эксплуатации служит эффективное использование машины по назначению. При этом различают производственную и техническую эксплуатацию. 

Производственная эксплуатация охватывает использование машины по назначению (пахота, боронование и т.п.), а также процессы, сопровождающие непосредственное использование техники (технологическое регулирование рабочих органов, транспортировка машины при использовании по назначению и др.).

Техническая эксплуатация включает такие этапы использования, как предпродажное обслуживание; обкатку машин; заправку топливом; транспортировку; ресурсное диагностирование; техническое обслуживание и ремонт; консервацию и хранение машин; модернизацию подержанной техники для продажи; разборку после списания машины (составной части) с утилизацией негодных и использованием других составных частей.

Совокупность машин, средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия, необходимых и достаточных для выполнения поставленных задач, образует систему эксплуатации, неотъемлемой составной частью которой является система технического обслуживания и ремонта машин. Подшипники для сельхозтехники  являются важным элементом надежности техники.

Система технического обслуживания и ремонта машин представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества эксплуатации машин.

Основой обеспечения исправности сельскохозяйственной техники в условиях напряженных по срокам и интенсивности полевых работ служит планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта.

Планово-предупредительная система технического обслуживания (ТО) и ремонта определяет организацию и порядок проведения ремонтно-обслуживающих работ с целью поддержания и восстановления работоспособности машин в процессе их эксплуатации. Плановый характер системы ТО и ремонта заключается в том, что заранее известна периодичность проведения ремонтно-обслуживающих воздействий, что позволяет планировать время их проведения. Предупредительный характер заключается в том, что при проведении очередного ТО заранее выполняются ремонтные воздействия, обеспечивающие на последующем интервале наработки, равном периодичности номерного ТО, удержание значения параметров технического состояния в работоспособном состоянии.

Для обеспечения работоспособности техники используются следующие виды ремонтно-обслуживающих воздействий:

  • • техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности машин при использовании их по назначению или хранении;
  • • текущий ремонт — комплекс технологических операций по восстановлению работоспособности сборочных единиц посредством замены дефектной детали на новую или заранее отремонтированную. Его назначение заключается в предупреждении аварийного изнашивания, при этом изделие не подвергается полной разборке. Различают плановый и неплановый текущие ремонты. Плановый текущий ремонт проводится, как правило, одновременно с очередным плановым ТО по результатам диагностирования, неплановый ремонт — по потребности, с учетом технического состояния машины;
  • • капитальный ремонт — комплекс технологических процессов по восстановлению ресурса деталей посредством приведения изношенных поверхностей к первоначальным геометрическим значениям (исходным параметрам). При этом осуществляется полная разборка изделия, замена изношенных деталей новыми или восстановленными, сборка изделия, его обкатка и испытание. Капитальный ремонт является плановым, производится после выработки межремонтного ресурса, установленного нормами межремонтных сроков.

Система ТО и ремонта предусматривает ремонтно-обслуживающие воздействия, с помощью которых обеспечивается необходимое техническое состояние машин и их работоспособность в течение всего периода эксплуатации. В нее включены:

  • • техническое обслуживание при подготовке к эксплуатационной обкатке, ТО при эксплуатационной обкатке и по окончании обкатки;
  • • ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) выполняют перед началом или после окончания каждой смены;
  • • периодические технические обслуживания: ТО-1, ТО-2, ТО-3 (для тракторов). Номерные ТО проводят на основе единой периодичности и контролируют по продолжительности работы в часах, в условных эталонных гектарах или по количеству израсходованного топлива;
  • • сезонное техническое обслуживание (для тракторов) при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (ТО-ВЛ) и при переходе к осенне-зимнему периоду (ТО-ОЗ) выполняют одновременно с очередным номерным ТО;
  • • техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации (для тракторов, работающих в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых и болотистых почвах; в условиях высокогорья и радиационного загрязнения). В зависимости от этих особых условий эксплуатации предусмотрено выполнение дополнительных операций к работам ежесменного и номерного ТО;
  • • техническое обслуживание при подготовке к длительному хранению (не позднее 10 дней с момента окончания периода использования), кроме тракторов;
  • • техническое обслуживание в процессе длительного хранения (один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях);
  • • техническое обслуживание при снятии с длительного хранения (за 15 дней до начала использования).

Разнообразие конструктивно-технологического исполнения машин и условий их использования, обслуживания и ремонта в общем случае предусматривает три стратегии выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий: С, — по потребности после отказа; С2 — регламентированная в зависимости от наработки (календарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий; С3 — по состоянию объекта с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием). Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *